Основные неисправности подвески автомобиля

Подвеска современного автомобиля включает в себя большое количество элементов, выполняющих различные функции. Рычаги крепят колеса к кузову, ступицы  - колеса к рычагам, амортизаторы и пружины гасят колебания кузова, приводные валы – передают вращение двигателя от КПП к ведущим колесам, рулевая рейка позволяет управлять автомобилем. Все эти элементы в свою очередь содержат детали, которые подвержены износу и за состоянием которых необходимо следить.

Диагностика подвески  - как поход к зубному врачу – необходимо проходить  раз в полгода даже если никаких изменений в поведении автомобиля не замечено. Если же при движении есть посторонние звуки или автомобиль неустойчиво ведет себя на дороге, то с визитом в автосервис лучше не затягивать. Рассмотрим какие неисправности могут быть на основных элементах подвески.

- Рычаги. В современной подвеске легкового автомобиля можно насчитать от 4 до 20 рычагов крепления колес спереди и сзади. Как правило они имеют 2 основных элемента: это сайлентблоки и шаровые опоры. Сайлентблоки в рычаге применяются для жесткого крепления рычага к кузову, либо к кронштейну колеса, если не предусмотрены его повороты. То есть проще говоря к кронштейну заднего колеса. Кронштейн переднего колеса или поворотный кулак крепится к рычагу посредством шаровой опоры, которая позволяет ему двигаться вправо и влево. Основной неисправностью сайлентблоков является отрыв резиновой части от металлической обоймы. Как правило, это происходит не моментально, поэтому при регулярном осмотре можно выявить начало неисправности и своевременно заменить деталь. Доводить до полного отрыва крайне нежелательно. Шаровая опора представляет собой сферический шарнир в обойме, защищенный пыльником. Обойма в свою очередь крепится к рычагу. В процессе работы шар и обойма изнашиваются и появляется люфт. Если люфт очень большой, то шар может вырвать из обоймы. Последствия, как правило, плачевные и заканчиваются как минимум серьезной поломкой в пути.

- Ступица колеса – крепится к поворотному кулаку или кронштейну и посредством подшипника позволяет вращаться колесу. Именно подшипник является здесь элементом износа и периодической проверки. При появлении постороннего шума при движении от колес необходимо обратиться в сервис для диагностики. Если не заменить подшипник вовремя  то может выйти из строя и ступица, а также есть риск отрыва колеса при движении.

- Амортизаторы.  – их функция гасить колебания кузова. Он представляет собой цилиндр наполненный маслом в котором ходит шток с поршнем. Вследствие сжатия масла гасится колебание кузова. Также кроме масла используют газ или комбинированный вариант: газ и масло. Последний наиболее приемлем для повседневной эксплуатации. Вследствие интенсивной работы штока, а также попадания на него грязи соединение штока и цилиндра может стать не герметичным и масло будет вытекать. Чтобы предотвратить попадание грязи на верхней части амортизатора предусмотрен пыльник. Если он порвался то лучше его своевременно заменить, иначе в скором времени придется менять амортизатор. Амортизаторы как правило меняют в паре, так как жесткость нового и старого амортизатора отличаются.


- Приводные валы – их задача передать вращение коленвала ведущим колесам. Как правило на местах крепления к КПП и колесам присутствуют гибкие соединительные элементы (ШРУСы). Шрус позволяет приводному валу изменять положение и угол наклона относительно КПП. Это происходит вследствие работы подвески автомобиля. Так как в конструкции ШРУСа присутствуют детали, трущиеся между собой, то со временем, элементы ШРУСа разрушаются. Это можно понять по наличию щелчков при начале движения автомобиля. Со стороны КПП как правило устанавливается трипоидный ШРУС. Его конструкция немного отличается от внешнего шруса. Износ трипоидного ШРУСа проявляется вибрацией при разгоне автомобиля. Элементы ШРУСов закрыты герметичными пыльниками и внутри заполнены смазкой. Если обнаружено что пыльник порван его необходимо заменить чтобы не повредить элементы ШРУСа.

- Рулевая рейка. – Посредством рулевой рейки вращение рулевого вала передается на рулевые колеса. Основными элементами износа являются рулевые наконечники и рулевые тяги. Они имеют в своей конструкции шарнирные соединения, которые со временем изнашиваются и появляется люфт. Люфт в рулевом управлении не допустим поэтому детали необходимо менять незамедлительно. Если вы почувствовали что автомобиль рыскает в поворотах и вы его ловите рулем по дороге – срочно обратитесь в автосервис. Также если долго не менять неисправные рулевые тяги и наконечники это может привести к выходу из строя рулевой рейки. Стоимость новой детали или ремонт рейки в разы превышает стоимость тяг и наконечников.

- Стабилизатор поперечной устойчивости – его задача уменьшать крены кузова в поворотах. Он состоит из поперечной тяги, которая в середине крепится к кузову а по краям к элементам подвески, не давая кузову слишком сильно крениться. Элементами износа являются стойки стабилизатора, которые соединяют крайние точки стабилизатора и элементы подвески и втулки, через которые стабилизатор крепится к кузову. Стойки имеют шарнирные элементы схожие с указанными выше. Проблема и следствие схожи, разве что неприятностей если шарнир вылетит из обоймы значительно меньше. Втулки стабилизатора представляют собой резиновые проставки с отверстием для стабилизатора, которые скобами притягиваются к кузову. Со временем они изнашиваются и не плотно крепят стабилизатор к кузову. Неисправности деталей стабилизатора проявляются в виде стука при проезде неровностей, а также ухудшением управляемости автомобиля в поворотах.

- Углы установки колес. Колеса на автомобиле установлены не перпендикулярно земле и параллельно кузову, а под определенным углом. После ремонта подвески а также в профилактических целях углы установки колес необходимо проверять и регулировать. Для этого используют стенды регулировки развала и схождения колес. В профилактических целях эту процедуру рекомендуется проводить раз в полгода, после ремонта подвески  - в обязательном порядке. Следует помнить, что если есть неисправности в подвеске то регулировать углы установки колес нельзя – необходимо сначала заменить неисправные детали.