Особенности систем охлаждения двигателей внутреннего сгорания

замена термостата

Современные двигатели внутреннего сгорания требуют к себе больше внимания, наряду с совершенствованием систем впрыска, тормозной, электронной, выхлопной, газораспределительной, впускной систем двигателей.
Качество материалов изготовления деталей, из которых в последующем собирают узлы, а в дальнейшем агрегаты, достигло определенного уровня и пришло время для оптимизации системы охлаждения.
Требования экологии также сыграли не последнюю роль. С постепенным увеличением рабочего числа оборотов двигателя (3000-3500 об/мин), потребовалось дополнительное охлаждение системы смазки двигателя, что привело к установке масляного радиатора, маслоохладителя на некоторых в атмосферных двигателях (например, на автомобилях концерна GM).

Особого внимания требуют к себе системы охлаждения двигателей с турбокомпрессором, на них также требуется дополнительное охлаждение системы смазки. Не стоит забывать про автоматическую трансмиссию и вариатор, в некоторых случаях радиатор охлаждения гидравлической жидкости интегрирован в основной радиатор охлаждения. Некоторые производители объединили основной радиатор охлаждения в единый корпус с радиатором кондиционера.
С развитием технологий строения двигателей для поддержания оптимального температурного режима головки блока цилиндров и блока цилиндров изначально появились одноклапанный (ВАЗ - классика, ЗМЗ), затем двухступенчатый (более плавный переход на большой контур), двухклапанный (позволяет перекрывать по отдельности большой и малый контур) и на вершине эволюции - электронный термостаты. О нем подробней.
Электронный термостат может быть оборудован датчиком температуры, с которого берет сигнал блок управления и регулирует состав горючей смеси в зависимости от показателей. Датчик  имеет свойство выходить из строя и длительное время подавать неверные данные. В связи с этим  может не вовремя включаться  вентилятор охлаждения радиатора, неверно работать  ДМРВ, и даже не вовремя срабатывать топливные форсунки. Выявить неисправность  на ранних стадиях можно путем наблюдения за моментом срабатывания/отключения вентилятора охлаждения, температурным режимом двигателя при срабатывании вентилятора, нестабильной работой двигателя. В компании с такими соседями как масляный охладитель, выход из строя датчика температуры влечет за собой перегрев системы охлаждения масла, что меняет не только его свойства. Также от повышенных температур изменяется структура и свойства уплотнений маслоохладителя, в нередких случаях его деформацию. Электронный термостат коварен.  Может обманывать как в одну, так и в другую сторону. При заниженных показаниях характеризует себя плохим запуском двигателя на холодную, с 3-4 раза. При завышенных - проявляется детонацией на прогретом двигателе, повышенным расходом топлива. Хотелось бы заострить внимание на крышке расширительного бачка или крышке радиатора. Регламент по замене или проверке данной детали не встречается ни в одной сервисной книжке. Внимание владельцам BMW. Меняем один раз в год. Насос охлаждающей жидкости - здесь проще. Если привод насос от ремня ГРМ – лучше менять совместно с заменой комплекта ГРМ. Если насос системы охлаждения установлен отдельно от ремня ГРМ и приводится в движение сервисным ремнем то его замена необходима при появлении течи или люфта шкива. В любом случае водяной насос редко проходит без замены 70-90 тыс. км, поэтому необходимо проверять его состояние на каждое ТО. Важно не забывать о периодической замене рабочей жидкости системы охлаждения. Жидкость работает в агрессивной среде и со временем теряет не только свои температурные, но и смазывающие свойства. Менять 1 раз в 3 года. Либо по пробегу каждое третье ТО автомобиля.

Важно помнить, что неисправности в системе охлаждения двигателя ведут к перегреву головки блока цилиндров и блока цилиндров, что влечет за собой дорогостоящий ремонт, а иногда и замену двигателя целиком.